Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются министерством РФ: что это за участки, а также каковы их правовой режим и разновидности?

Понятие, состав земель промышленности и общая характеристика их правового режима

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются министерством РФ: что это за участки, а также каковы их правовой режим и разновидности?

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Земли промышленности – земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 88 ЗК РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. При этом размеры предоставляемых земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Являются федеральной собственностью земли промышленности (и иного специального назначения), занятые:

    • федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии;
    • федеральным транспортом, путями сообщения;
    • объектами федеральной информатики и связи;
    • объектами, обеспечивающими космическую деятельность;
    • объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства;
    • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
    • другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Состав земель промышленности

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель:

    • охранные;
    • санитарно-защитные;
    • иные.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

О порядоке установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенностях использования расположенных в них участков см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон”

Общая характеристика правового режима земель промышленности

Под правовым режимом земель промышленности и иного назначения следует понимать систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:

    1. Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
    2. органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    3. органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 24 ЗК РФ могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды необходимо учитывать, что:

    • размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”);
    • нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Источник: //jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-sostav-zemel-promishlennosti-i-obschaya-charakteristika-ich-pravovogo-rezhima

Земли обороны и безопасности

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются министерством РФ: что это за участки, а также каковы их правовой режим и разновидности?
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли обороны и безопасности

Правовой режим земель обороны и безопасности, в частности, особенности такого режима, урегулированы нормами земельного законодательства.

Понятие земель, предназначенных для обороны и безопасности, четко определено в земельном законодательстве Российской Федерации. Согласно нормам Земельного кодекса РФ понятие земель обороны и безопасности включает в себя, которые или используются, или предназначаются для нормализации и обеспечения возможности осуществления деятельности:

  • Вооруженных Сил РФ;
  • прочих войск;
  • разнообразных воинских формирований;
  • организаций, предприятий и учреждений, которые осуществляют возложенные на них государством функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Все вышеперечисленные государственные учреждения и организации должны осуществлять возложенные на них функции по защите, в том числе с помощью оружия, целостности и неприкосновенности территории государства, обеспечению охраны государственных границ.

Кроме того, данные юридические лица осуществляют деятельность, направленную на обеспечение безопасности закрытого административно-территориального образования, а также определенных участков, на которые произошло возникновение права у прочих участников отношений.

Согласно требованиям законодательства земли и все другие природные ресурсы, которые используются для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ, признаются собственностью государства.

В соответствии с действующим федеральным законодательством все земли и природные ресурсы, которые находятся в собственности субъектов государства, в собственности его отдельных муниципалитетов и в собственности у частных лиц, могут быть изъяты для удовлетворения нужд Вооруженных Сил РФ. При этом подобное изъятие должно осуществляться в строгом соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земель обороны и безопасности, их особенности

Правовой режим земель обороны и безопасности, в частности, особенности такого режима, урегулированы нормами земельного законодательства.

В земельном законодательстве отдельно выделены участки земли, которые индивидуально или в составе друг друга могут быть предоставлены из пользования обычных граждан и организации для удовлетворения нужд Вооруженных Сил России, осуществляющих оборону государства. Подобные участки могут быть использованы для удовлетворения следующих целей:

  • для осуществления строительства, подготовки и поддержания Вооруженных Сил РФ в состоянии готовности. Земли также могут использоваться для аналогичных целей, возникающих в отношении прочих войск, формирований;
  • для осуществления разработки, последующего производства и, как следствие, ремонта военной и специальной техники, используемой для обеспечения обороны государства;
  • для размещения запасов различных материальных ценностей, входящих в состав материального резерва страны.

При возникновении необходимости использования земель в течение определенного промежутка времени, чтобы осуществить проведение учений, связанных с удовлетворением нужд обороны, участки не изымаются у собственников, землепользователей и арендаторов. Использование подобных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством для проведения изыскательских работ, для зон со специальными условиями использования.

Отдельно на законодательном уровне осуществляется рассмотрение государственной границы, как объекта федеральной собственности, обеспечивающего безопасность страны. Правовой режим границ устанавливается соответствующим федеральным законом.

Порядок осуществления процедур по обеспечению безопасности населения в случаях, когда воинские части используют земли, имеющие оборонное назначение. Установление оборонных зон

На законодательном уровне предусматривается специальный порядок, согласно которому должно осуществляться возмещение причиненного ущерба собственнику участка земли, если повреждения произошли в случаях, когда оборонные части использовали данный объект недвижимости для удовлетворения своих целей.

Постановлениями Правительства РФ на отдельных территориях могут быть установлены границы запретных зон, в пределах которых воинские части могут проводить свои испытания.

Обязанность по доведению до населения сведений об установлении подобных зон лежит на органах местного самоуправления. Кроме того, данная территория обозначается специальными межевыми знаками.

Нахождение граждан и их постоянное проживание на огороженной территории категорически запрещается.

Земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые входят в состав земель обороны и безопасности

Особенность земель обороны и безопасности заключается в наличии так называемых закрытых административно-территориальных зон. Данное образование, даже с тем учетом, что на его территории располагается собственный орган местного самоуправления, при решении некоторых возникающих вопросов находится в ведении уполномоченного федерального органа.

Уполномоченные государственные органы, входящие в состав федеральной власти, осуществляют контроль по вопросам, касающимся выдачи разрешений о проведении строительства на данных участках земли, которые полностью заняты промышленными объектами и прочими зданиями и сооружениями и которые предназначены для обеспечения безопасности государства.

Закон о ЗАТО регулирует вопросы размещения предприятий и организаций на данной территории.

Согласно этому нормативно-правовому акту все организации, располагающиеся на данной закрытой территории, находятся в собственности государства. Соответственно, для осуществления деятельности, все эти предприятия передаются владельцам на праве бессрочного пользования.

В любом ЗАТО устанавливается особый режим использования земель. Данный режим осуществляется после издания соответствующего решения Правительством государства.

Правила осуществления предоставления участка из земель, которые были предоставлены для удовлетворения нужд обороны и безопасности в постоянное пользование или по праву аренды

Понятие, а также правила осуществления предоставления участка земли на правах бессрочного пользования или временного пользования, определены на уровне федерального законодательства.

В соответствии с Земельным кодексом РФ участок может быть предоставлен на основании одного из вышеперечисленных прав, при необходимости удовлетворения следующих нужд государства в целом и Вооруженных Сил РФ в частности:

  • чтобы осуществить строительство или размещение готовых объектов, используемых для разработки, изготовления, хранения и последующей утилизации оружия массового поражения;
  • чтобы осуществить переработку радиоактивных материалов.

Для удовлетворения данных целей, участки могут быть предоставлены только в специально отведенных для этого ЗАТО.

По решению исполнительных органов власти государственного уровня участки, которые были предоставлены в пользование Вооруженных Сил РФ и прочих воинских образований, могут быть переданы в пользование юридическим или физическим лицам:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для охоты;
  • для лесохозяйственного использования.

Также на законодательном уровне отдельно выделяется процедура принудительного изъятия земель у граждан и организаций, если это требуется для удовлетворения нужд обороны и прочих воинских образований.

Источник: //advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-oborony-i-bezopasnosti.html

Земли обороны и безопасности в 2019 году: понятие, особенности правового режима, порядок использования | Земельный эксперт

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются министерством РФ: что это за участки, а также каковы их правовой режим и разновидности?

Согласно положениям статьи 93 Земельного кодекса РФ, территориями обороны и безопасности признаются земли, которые состоят в распоряжении Вооруженных Сил РФ, войсковых частей, воинских формирований и ведомств, осуществляющих охрану государства, его целостность и неприкосновенность границ.

Такие площади предоставляются для устройства оборонных комплексов, размещения узлов связи, организации информационной безопасности определенного муниципального образования.

Полномочия, относительно территорий для спецведомств устанавливаются соответственно действующему законодательству и существующему порядку. Правовой режим земель обороны и безопасности устанавливается уполномоченным органом, согласно действующим законодательным актам.

Предоставление земель обороны и безопасности

Массивы отдаются в эксплуатирование в соответствии с различными целями:

  1. В рамках задач по обеспечению обороны и выполнения соответствующих функций земли передаются для:
    • возведения построек для нужд ВС РФ и иных воинских подразделений;
    • проведения подготовительных мероприятий для обеспечения полной боевой готовности вооруженных сил страны;
    • создания и ремонта спецтехники военного назначения, космических объектов;
    • хранения боеприпасов, включая места проведения испытаний и захоронения отходов после них;
    • обеспечения сохранности материальных ценностей госрезерва.
  2. Для обеспечения неприкосновенности госграниц. Территории в этом случае отдаются в постоянное неограниченное пользование. На массивах будут размещаться постройки инженерно-технического плана, заградительные строения, пункты пропусков, просеки, пограничные знаки. Нормы для отвода таких земель устанавливаются законодательством РФ.

Каждый вид использования фиксируется в документах на территорию. Пользование площадями по назначению, не отвечающему установленным целям, запрещается, за исключением определенных ситуаций, а при нарушении данного положения, на виновное лицо накладываются штрафные санкции.

Использование земель обороны и безопасности

Если в государстве будет объявлено чрезвычайное или военное положение, земли будут отчуждены и затем возвращены или же будет компенсирована их стоимость согласно положениям ст. 51 ЗК РФ или в порядке реквизиции.

Для гарантии надежности оборонительной системы государства и полной безопасности для населения, а также полноценного функционирования построек такого плана, назначаются специальные территории запретного типа или зоны, имеющие особый режим эксплуатирования. В рамках данного режима запрещается совершать действия, которые могут нанести территории ущерб или нарушают целевое назначение надела.

Правила и порядок определения и дальнейшего пользования такими массивами прописаны в соответствующих актах Правительства РФ.

Частные случаи

В п. 4 ст.

93 ЗК РФ изложено, что площади, используемые для производства, размещения, хранения и переработки сырья и материалов, связанных с созданием оружия массового поражения располагаются исключительно в административно-территориальных населенных пунктах закрытого типа и оформляются в пользование соответствующего ведомства только в порядке постоянного бессрочного пользования или в рамках действия арендного соглашения. Решение о назначении поселения режимным принимается Правительством РФ.

Уполномоченные ведомства берут на себя обязательства по обеспечению сохранности и надлежащего состояния массивов, а также регулируют все вопросы о предоставлении площадей для нужд граждан, в частности, для разбивки сада, огорода или занятия сельскохозяйственным производством. Также территории могут быть переданы под застройку и дачное хозяйство.

Если категория земель, к которой принадлежит участок, включена в список, сформированный правительством, в то время как он не эксплуатируется его могут использовать в качестве территории для открытия охотничьего сезона. Для этого необходимо согласовать вопрос с госорганом, который распоряжается территорией на законных основаниях.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Земли обороны и безопасности представляют собой территории, которые используются соответствующими ведомствами для организации оборонного комплекса страны, включая размещение военных частей, возведение построек для хранения боеприпасов, использование испытательных полигонов.
  2. Особенностями эксплуатации таких наделов является размещение различных объектов в зависимости от цели использования. Территории могут быть переданы с целью возведения построек для расположения военных подразделений, хранения боекомплектов. Также выделяются площади для организации охраны границ государства, включая устройство пропускных пунктов, оградительных сооружений.
  3. При объявлении чрезвычайного или военного положения в государстве, земли могут быть изъяты в рамках правил о реквизиции. То есть собственник сможет получить массив назад, возмещение ущерба или другой участок взамен.
  4. Земельные зоны могут быть переданы в пользование населению для организации сада, огорода, сельскохозяйственного производства. Также разрешается временно неиспользуемые территории эксплуатировать в качестве охотничьих угодий, если имеется специальная договоренность с уполномоченным ведомством.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям обороны и безопасности

Вопрос: Здравствуйте, уважаемые эксперты. Меня зовут Марина. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить в сложившейся ситуации.

Дело в том, что около пяти лет назад, у себя в городе я купила участок и приступила к строительству собственного дома. В это же время местное оборонное предприятие по производству спецтехники, выкупило большую площадь, и стало строить специальный комплекс.

Буквально на днях было опубликовано уведомление, что в отношении нашего города устанавливается специальный режим. Насколько я поняла, из-за этого земли могут у нас отнять, а компенсацию не выплатить. Подскажите, что делать и к кому обращаться за разъяснениями? Могут ли у меня забрать надел?

Ответ: Здравствуйте, Марина. Вам совершенно нечего опасаться. Согласно ст. 93 ЗК РФ, наделы, расположенные в границах земель обороны и безопасности у владельцев или временных распорядителей не изымаются.

Исключением является лишь ситуация, когда объявлено военное или чрезвычайное положение, однако, и здесь отчуждение площадей будет временным, а в случае невозможности возврата, собственники и пользователи получают компенсацию.

У вас ничего подобного не наблюдается. Вы как пользовались своим участком, так и будете продолжать пользоваться.

Что касается информации, то вы сможете получить консультацию у сотрудников административного аппарата или у представителя того ведомства, которое объявило об установлении специального режима землепользования. Для этого достаточно будет записаться на прием и задать все необходимые вопросы.

Список законов

  • Статья 93 ЗК РФ
  • Статья 51 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: //zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/vidy-zemel-specialnogo-naznacheniya/zemli-oborony-i-bezopasnosti/

Понятие земель обороны безопасности

Российское законодательство определяет понятие оборонных земель по статье 93 ЗК РФ. Там же устанавливаются и особенности правового режима представленных наделов.

Землями обороны и безопасности считаются территории, находящиеся в распоряжении Вооруженных Сил (ВС) РФ, составов воинских формирований, местных частей и вспомогательных ведомств, отвечающих за охрану государственных границ. Указанные земли являются тем пространством, на котором происходит соблюдение интересов нашей страны, а также защита целостности и неделимости границ государства.

Территории обороны и безопасности могут содержать комплексы активной обороны, узловые части связи и информационные базы по защите муниципальной собственности регионов России.

Ответственность за правовой режим территорий несут соответствующие ведомства. Правоотношения и понятие закрепляются в статьях Конституции и ЗК РФ. По законодательным актам, полномочиями за контролем земель особого назначения наделены члены Правительства РФ.

Состав земель обороны безопасности

Рассматривая состав земель обороны безопасности, следует заострить внимание на целевом использовании территорий. Исходя из задач ВС РФ по поддержанию обороны страны, земли могут эксплуатироваться в следующих случаях:

  • создание военной инфраструктуры, призванной обеспечить ресурсы ВС РФ и военных ведомств обороны;
  • подготовка существующих вооруженных кадров с целью поддержания уровня обороны и безопасности;
  • введение в строй военной техники, включая объекты космического аппарата;
  • ремонт военной спецтехники и поддержание работоспособности узлов связи;
  • проведение испытаний с боеприпасами и химическим оружием, а также своевременное захоронение отходов;
  • упорядоченность и сохранение государственного резерва для военных и иных нужд российской армии.

Оборонные земли выполняют функции поддержания и обеспечения неприкосновенности границ государства. В частности, речь идет о создании геополитических рамок во избежание нарушения целостности границ и всего государства. Земли обороны и безопасности не отчуждаются у владельцев. Территории отдают в неограниченное пользование силовым ведомствам и частям.

Для обеспечения неделимости территории, оборонные земли включают в свой состав:

  • сооружения инженерного и технологического назначения;
  • строения заградительного типа;
  • пункты пропуска населения;
  • просеки;
  • отличительные знаки пограничных застав;
  • иные сооружения для нужд обеспечения безопасности границ.

Земли обороны и безопасности должны использоваться в сугубо отведенных для этого целях. Нарушение установленных законом положений об использовании территории влечет за собой наложение штрафа. Ответственность за обеспечение правопорядка несет собственник.

Особенности правового режима земель обороны и безопасности

Особенности правового задействования площадей, отведенных под оборону и безопасность, предполагают отчуждение земель в случае военной опасности или ЧС.

Ст. 51 Земельного Кодекса РФ гласит, что оборонные земли могут отчуждаться лишь на время указанных обстоятельств, а в случае разрешения военных ситуаций, территории обязаны быть возвращены владельцам с компенсацией за отчуждение.

На основе п. 4 ст. 93 ЗК РФ, можно заметить, что земли, используемые в качестве площадок для создания, размещения, хранения и утилизации сырья химического оружия, должны располагаться в закрытых территориальных образованиях (ЗАТО).

Наделы эксплуатируются по праву неограниченного пользования и оформляются под ответственность военных ведомств. В некоторых случаях земли обороны и безопасности могут переходить по договору аренды. Решение о присвоении территории статуса режимного объекта принимается исполнительными органами Российской Федерации.

Согласованные Правительством принципы оформляются в форме распоряжений или законодательных актов.

Ответственные военные ведомства несут обязанности по сохранению и целевому использованию оборонных земель.

На время размещения воинских частей или объектов инженерно-технологического назначения, территории могут быть разделены с населением близлежащих поселений.

В частности, речь идет о таком понятии, как выделение земельных участков под дачную застройку и нужды сельского хозяйства.

Земли обороны и безопасности используются строго по целевому назначению в рамках поддержания целостности государственных границ. Во время отсутствия эксплуатации земель данной категории, они могут быть переданы гражданским государственным органам или муниципалитетам. Решение согласовывается на уровне ведомств, ответственных за использование территорий.

Правовой режим земель обороны и безопасности

Соответствие правовому режиму оборонных земель связано с обеспечением целевой эксплуатации территорий, которая не может быть связана с целями, не предусмотренными законом для указанных категорий наделов.

Земли обороны и безопасности включают в себя:

  • Запретные зоны внешнего типа. Понятие правового свойства указанных объектов запрещает осуществлять строительство, топографию, прокладку связи и других операций.
  • Запретные зоны внутреннего типа. Объектные части отличаются строгими военными правилами, которые предполагают запрет прохода или проезда по указанным территориям.

Правовой режим земель обороны и безопасности закрытого типа (ЗАТО) включен в ФЗ «Об обороне», который закрепляет территории за федеральной собственностью. Согласно закону, наземные и водные объекты находятся в ведении ВС РФ, а также могут использоваться при военном положении и ЧС.

Эксплуатация входящих в ЗАТО земель находится в ведении уполномоченных на то государственных органов. Высший контроль за целевым использованием отведен исполнительным органам власти, а именно Правительству.

Границы ЗАТО отличаются от территорий расположения субъектов Российской Федерации. Законодатель установил, что особенности данных территорий закрепляют право использования объектов по нуждам РФ для обеспечения безопасности в пределах границ государства.

Ситуация видится схожей с режимными объектами, когда при ЧС или военном положении, указанные территории могут изыматься у собственников.

Полномочия об отчуждении земель обороны и безопасности подпадают под категорию закона о реквизиции в рамках исполнения целевого назначения государственной важности. Изъятие на время военного или чрезвычайного положения не означает, что собственник лишится земли.

Закон устанавливает, что участок должен быть возвращен, а в случае невозможности заменен другой территорией или компенсирован в денежной валюте.

Источник: //zemadvo-femida.ru/kategorii-zemel/zemli-oborony-i-bezopasnosti.html

Закон и общество
Добавить комментарий