Земельные участки, изъятые из оборота. Законодательство

Ограничение оборотоспособности земельных участков в 2019 году, фз об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ограничения некоторых видов земельных участков | Земельный эксперт

Земельные участки, изъятые из оборота. Законодательство

В статье 27 Земельного кодекса РФ дается такое понятие, как ограничение оборотоспособности земельных участков. Согласно законодательному положению, те земельные площади, которые были исключены из оборота, не могут поступать в частную собственность и выступать в качестве объектов правовых сделок.

Оборотом земельных участков признается распоряжение граждан, юридических и уполномоченных лиц территориями, принадлежащих субъектам правоотношений по своему усмотрению, но в рамках законодательных норм.

Исключением являются только те ситуации, когда использование таких земельных фондов не запрещено федеральным законодательством. Земли могут быть полностью исключены из эксплуатации, а могут быть частично ограничены в обороте.

Земли, изъятые из оборота

В земельном кодексе РФ, в п. 4 ст. 27 определены земельные участки, изъятые из оборота. Согласно положению, существенным условием изъятия, является то, что на этих территориях имеются нижеперечисленные объекты федеральной собственности:

  • Природные заповедные парки, принадлежащие государству.
  • Постройки, используемые для размещения армейских частей.
  • Земли, на которых размещены военные суды, объекты ФСБ, ведомства государственной охраны, УФСИН.
  • Промышленные строения: места хранения ядерного сырья и радиоактивных соединений, атомные станции.
  • Территории, входящие в состав закрытых административно-территориальных образований.
  • Кладбищенские площади.
  • Места расположения коммуникационных сетей, возведенных для защиты госграниц.

На основании со ст. 95 ЗК РФ, в исключительных случаях в этот перечень могут быть включены и зоны, принадлежащие гражданам и юридическим лицам как с последующим изъятием, так и без такового.

Перечисленные земли нельзя передавать в качестве объекта частной собственности. Также они не должны выступать в роли объекта правовых сделок.

Земли, ограниченные в обороте

Территории могут быть не только исключены из использования, но и ограничены в обороте. Земельные участки, ограниченные в обороте, перечислены в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. На каждой площади должны находиться строения, принадлежащие по праву собственности муниципалитету. Список таких территорий следующий:

  • Земли с находящимися на них природными парками и заповедниками, земли лесного и водного фонда, если они не изъяты из оборота.
  • Территории, где расположены объекты культурного наследия, исторические ценности, археологические памятники.
  • Постройки, выполняющие функции оборонительных сооружений, включая промышленные комплексы.
  • Закрытые административно-территориальные образования.
  • Транспортные узлы, комплексы, пункты, морского, воздушного и сухопутного типа.
  • Пункты связи, космические комплексы, гидротехнические сооружения, химические предприятия, где производятся ядовитые и наркотические препараты.
  • Полигоны радиоактивных отходов, загрязненная территория.
  • Земли, зарезервированные для нужд государства или муниципалитета.
  • Площади, находящиеся в первом и втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, предназначенных для использования в быту.

В качестве основного требования по ограничению оборотоспособности земельных участков является невозможность передавать их в личное пользование и владение, а также использовать в юридических сделках. Эксплуатировать данную землю возможно лишь в случаях, прописанных в федеральном законодательстве.

Особенности ограничения некоторых видов земельных участков

Об обороте земель сельскохозяйственного назначения упоминается в одноименном ФЗ №101 от 24.07.2002 года. Объектом действия данного закона не являются площади, которые предоставлены населению для возведения личных построек, организации ЛПХ, сада или огорода.

Исключение из оборота таких территорий может быть выполнено лишь тогда, когда земли истощились в результате неправильной эксплуатации или будут использованы более рационально. В последнем случае владельцу возмещается стоимость участка.

Согласно п. 8 ст. 27 Земельного кодекса, исключается проведение приватизации наделов, лежащих в прибрежных полосах, а также зон, на которых располагаются пруды, водные карьеры. Ограничения накладываются только на площади, расположенные в местах общего пользования.

По закону прибрежной полосой считается зона, расположенная вдоль береговой линии какого-либо водоема. Ширина такой территории должна быть 20 метров, кроме водоемов и русла рек, длиной до 10 км. Для таких объектов прибрежная полоса составляет 5 метров.

Заключение

В итоге можно сформулировать ряд выводов:

  1. Уполномоченные государственные органы имеют право выполнить изъятие земельных наделов из общего оборота или частично ограничить их использование.
  2. Существенным условием для изъятия земель является наличие на площади строений особой федеральной принадлежности. В рамках земельных правоотношений обозначен список зон, которые подлежат обязательному исключению из оборота. К ним относятся промышленные и парковые площади, места дислокации армейских частей, ядерные полигоны и другие земли.
  3. Ограничения в эксплуатации могут быть предусмотрены для участков, которые также обозначены в земельном кодексе.
  4. В отношении прибрежных территорий и сельскохозяйственных предусмотрен запрет на приватизацию, а также изъятие земель, если они истощились по причине нерационального использования или необходимы государству.
  5. Исключенные земли запрещается передавать гражданам в частную собственность и использовать их в виде объекта иных юридически значимых сделок.

Список законов

  • Статья 27 ЗК РФ
  • Статья 95 ЗК РФ
  • ФЗ №110 от 24.07.2002

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по ограничению оборотоспособности земельных участков

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Геннадий. Я являюсь владельцем дома, который принадлежал моему дедушке, известному поэту-современнику.

Сейчас из дома местные власти намерены сделать музей, и намереваются исключить земельный участок из оборота. Я ничего не имею против, однако, это мое наследство, и я хотел бы получить компенсацию стоимости унаследованной площади.

Подскажите, каким образом осуществляется процедура изъятия, могут ли мне возместить стоимость земли, и могу ли я отказаться от данного предложения?

Ответ: Здравствуйте, согласно п. 5 с. 27 ЗК РФ, ограничение оборотоспособности земельных участков происходит, если на них имеется постройка, представляющая собой объект культурного наследия. В вашем случае, если дом таковым действительно является, муниципалитет имеет право изъять землю с целью организации музея.

Что касается компенсации, то администрация обязана возместить вам стоимость земельного участка по рыночным расценкам, а перед непосредственным перефоормлением имущества в муниципальную собственность уведомить о совершении процедуры.
Особенностью этого действия является то, что вы не имеете права отказаться от сделки, и изъятие выполняется в принудительном порядке. Тем не менее, решение местного органа власти вы можете обжаловать в суде.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/ogranichenie-oborotosposobnosti-zemelnyx-uchastkov/

Ограничение оборотоспособности земельных участков

Земельные участки, изъятые из оборота. Законодательство

Ограничение оборотоспособности земельных участков имеет место в предусмотренных законодательством РФ случаях. Так, ст.

27 ЗК РФ закрепляет положение, согласно которому земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Изъятые из оборота земельные участки

В соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Согласно ст. 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Ограниченные в обороте земельные участки

Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий (если эти земельные участки уже не изъяты из оборота);
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (если эти земельные участки уже не изъяты из оборота);
  • в границах закрытых административно-территориальных образований (если эти земельные участки уже не изъяты из оборота);
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • предоставленные для нужд связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Следует также заметить, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).

Правовое понятие и основы правового режима береговой полосы установлены ч. 6 ст. 6 ВК РФ. Согласно названной норме береговая полоса — это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, которая предназначается для общего пользования.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Однако это положение не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (п.п. 6 и 7 ст. 27 ЗК РФ). Такие земельные участки включаются в оборот на общих основаниях.

В соответствии со ст.

28 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций или предоставляться индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность. Однако земельные участки в границах территории морского порта, занятые портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, и искусственные земельные участки, созданные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами на водных объектах в соответствии с Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», могут находиться в их собственности. В границы морского порта для осуществления деятельности в морском порту могут включаться земельные участки, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Земельный участок, расположенный в границах морского порта, может быть изъят у собственника для государственных нужд путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 279 — 282 и 284 — 286 ГК РФ. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, расположенных в границах морских портов, для государственных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Источник: http://lallc.ru/ogranichenie-oborotosposobnosti-zemelnyx-uchastkov/

Процедура изъятия земельного участка: основные этапы

Земельные участки, изъятые из оборота. Законодательство

В исключительных ситуациях земельные участки могут быть изъяты у их владельца для государственных и муниципальных нужд.

Земля, изъятая из оборота

В отечественном законодательстве предусмотрены ситуации, при которых участки могут быть изъяты из оборота для нужд государства или МО.

Например, речь идет о ситуациях, когда участок изымается для прокладки автотрассы федерального значения или ЛЭП (в соответствии с 49 ст.Земельного кодекса).

При этом бывшему собственнику полагается компенсация за изъятый земельный участок.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Согласно последней редакции ЗК материальное возмещение полагается не только владельцам, но и арендаторам; лицам владеющим землей на основании бессрочного пользования/наследуемого владения.

Помимо денежной компенсации владельцам участков, которые понадобились государству, при наличии их согласия на это может быть предоставлен другой аналогичный по назначению участок.

В 2015 году порядок изъятия участков несколько изменился, а в Земельном кодексе появилась отдельная глава 7.1, которая регламентирует данный вопрос. В частности, законодатели существенно сократили сроки, которые отводятся для изъятия.

Если ранее собственника нужно было оповестить минимум за год до начала этой процедуры, то теперь – только за три месяца.

Основания для принудительного изъятия

Решение об изъятии ЗУ может быть принято только (в соответствии с 279 ст. ГК РФ):

  • федеральными властными структурами;
  • органами исполнительной ветки власти субъектов РФ;
  • МСУ.

Но с 2015 года в ЗК появилось одно нововведение: инициатива об изъятии может исходить не только от государства, но и от недропользователей, естественных монополий и прочих организаций. Эта мера принята, в том числе, для целей экономии бюджетных средств. Так как в данном случае возмещение за недвижимость должны будут уплачивать инициаторы изъятия.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Одной из наиболее распространенных целей инициирования процедуры изъятия является застройка.

В последние годы нередко практиковалась практика изъятия при подготовке Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке, в ходе строительства Новой Москвы.

Гражданское законодательство содержит и другие основания изъятия участка. Это может быть:

  1. Выкуп участка для участия в госпрограммах развития.
  2. Национализация земли и ее конфискация.
  3. Изъятие угодий, которые были переданы лицу с нарушением правовых норм.
  4. Прекращение владения участком, который эксплуатировался с нарушением правил недропользования. Например, его эксплуатация противоречит определенной категории, методы использования приводят к ухудшению плодородного слоя и экологических характеристик, невыполнение определенных мероприятий по защите плодородного слоя и пр.
  5. Изъятие участка за налоговые долги.

Последние три варианта изъятия не предполагают выплату компенсации собственнику.

Принудительная процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд

В процессе процедуры принудительного изъятия можно выделить следующие этапы.

Принятие решения об изъятии

Первоначально уполномоченный орган принимает решение об изъятии. В данном документе прописываются:

  • характеристики участков;
  • указание на объекты недвижимости на них;
  • цель изъятия;
  • ссылка на документы, на основании которых оно осуществляется;
  • наименование организации, которая выступила инициатором процедуры (если таковая имеется).

Информирование заинтересованных лиц о предстоящем изъятии

После того как решение принято у властей есть 10 дней, чтобы проинформировать о нем собственников или других заинтересованных лиц. Для этого сведения размещаются на официальном портале и в печатных СМИ. Копия решения в обязательном порядке направляется в Росреестр и собственникам.

Владелец участка считается должным образом уведомленным после личного получения копии письма об изъятии или же возврата отправителю заказного письма. Решение об изъятии может быть оспорено собственником через суд в течение трех лет.

Выплата собственнику компенсации в виде выкупной цены

Возмещение выплачивается собственникам в виде выкупной цены участка. Она определяется по оценке, произведенной на дату принятия решения. При определении цены выкупа учитывается не только кадастровая стоимость участка, но и убытки от изъятия, а также упущенная выгода владельца. Если на участке расположена недвижимость, то в компенсацию включают ее стоимость.

Важно отметить, что при определении величины компенсации не учитываются объекты и их улучшения, которые были совершены на изымаемом участке без разрешения уполномоченных инстанций (например, самострои) или произведенные вопреки положениям договора или разрешенному использованию.

Величина возмещения рассчитывается максимум за 60 дней до получения собственником соглашения.

Подписание соглашения об изъятии

В завершении процедуры собственник участка подписывает с представителями власти соглашение об изъятии. Если на нем расположен объект недвижимости, то в отношении него подписывается отдельный документ.

Далее возможно несколько базовых вариантов развития событий:

  1. Если собственник согласен с условиями, то он направляет подписанный экземпляр соглашения в уполномоченный за изъятия орган. После чего последний передает документ для регистрации в Росреестр и отметка о правообладателе данного участка аннулируется. Бывшему собственнику остается дождаться поступления выкупной компенсации на свой банковский счет.
  2. Если он никак не отреагирует на соглашение в течение 3-х месячного срока, то органы госвласти вправе обратиться в суд для принудительного изъятия участка и недвижимости. При получении положительного постановления суда участок изымается для госнужд без согласия собственника.
  3. Если владелец участка не согласен с предложенными условиями, то он вправе предложить альтернативный вариант с приложением подтверждающих его позицию документов. Обычно главным спорным вопросом становится выкупная стоимость участка. Правообладатель может подтвердить необходимость увеличения выкупной цены, приложив подписанный ранее договор по купле-продаже (заключенный недавно). Также эксперты рекомендуют провести независимую оценку стоимости недвижимости в оценочной компании и приложить ее результаты к встречному предложению. Но стоит учитывать, что расходы по оценке ложатся на плечи собственника.

Судебная практика

Нередко инициатива о судебном разбирательстве исходит от членов садоводческого товарищества, которых на собрании СНТ исключили из ее членов и изъяли участок. Причины может быть самые разнообразные: от длительной не эксплуатации участка до задолженности по членским взносам. На самом деле правда в данном вопросе на стороне собственников участка.

Решение вопроса изъятия участка не относится к компетенции собрания садоводов. Оно может быть принято только органами местного самоуправления.

Что касается нецелевого использования участка, то привлечь собственника к ответственности может только прокуратура и суд.

СНТ может только исключать определенное лицо из состава товарищества. Поэтому суды удовлетворяют подобные иски и возвращают незаконно изъятые участки в пользование собственников.

Судебная практика относительно изъятия земельных участков позволяет решить несколько важных вопросов. Так, выводы судов показывают, что:

  1. Выкуп должен определяться на момент рассмотрения спора, а не принятия решения об изъятии.
  2. Цена рассчитывается от категории участка, установленной до инициации процесса выкупа.
  3. Владелец вправе обратиться в суд для изменения выкупной цены.
  4. При уклонении собственника от получения уведомления о принудительном изъятии оно может быть запущено автоматически.
  5. При несоблюдении госвластями регламента изъятия участок может быть возвращен собственнику.
  6. Арендаторы участка также вправе получить компенсацию при изъятии наравне с собственниками.
  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/izyatie.html

Ограничения оборотоспособности земельных участков

Земельные участки, изъятые из оборота. Законодательство

Земельное законодательство регулирует оборот земельных участков тремя различными способами:

    1. ограничение оборота земельных участков по объекту (ст. 27 ЗК РФ – перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков);
    2. ограничение оборота по субъектам;
    3. установление особого порядка совершения сделки.

Ограничение оборота земельных участков по объекту

Ограничение оборота земельных участков по объекту установлено ст. 27 ЗК РФ.

Земельные участки, изъятые из оборота:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами (ст.

27 ЗК РФ):

    1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Кодекса);
    2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
    3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
    4. объектами организаций федеральной службы безопасности;
    5. объектами организаций органов государственной охраны;
    6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
    8. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
    9. воинскими и гражданскими захоронениями;
    10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земельные участки, ограниченные в обороте

Ограничиваются в обороте не изъятые из оборота и находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (ст.

27 ЗК РФ):

    1. в пределах особо охраняемых природных территорий;
    2. из состава земель лесного фонда;
    3. в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
    4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
    5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
    6. в границах закрытых административно-территориальных образований;
    7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
    8. предоставленные для нужд связи (утратил силу с 1 марта 2015 г.);
    9. занятые объектами космической инфраструктуры;
    10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
    11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
    12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
    13. расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
    14. в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Земельные участки, изъятые из оборота, не могут

    • предоставляться в частную собственность, а также
    • быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничение оборота земельных участков по субъектам

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица и совместные предприятия, доля иностранного капитала в которых превышает 50%, не могут быть собственниками земель:

    1. сельскохозяйственного назначения (ст.

      3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”);

    2. особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ);
    3. приграничных территорий, перечень которых устанавливается указом Президента РФ (ст. 15 ЗК РФ).

Ст. 95 ЗК РФ устанавливает, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Установление особого порядка совершения сделки с земельным участком

Например, ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г.

N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” устанавливает, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ogranicheniya-oborotosposobnosti-zemelnich-uchastkov

Закон и общество
Добавить комментарий