Арбитражный суд — договор транспортной экспедиции

Споры по договору транспортной экспедиции

Арбитражный суд — договор транспортной экспедиции

   В современном деловом обороте хозяйствующих субъектов все более активно используется договор транспортной экспедиции. Это очень противоречивый вид договора, законодательно предусмотрено соблюдение большого количества требований к документу, действиям участников договора и налогообложению в сфере осуществления экспедиционной деятельности. Из-за этого споры по таким договорам все чаще встречаются в практике арбитражных судов.

   По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Как и любой договор, договор транспортной экспедиции имеет свои существенные условия и требования к его заключению. В нем может быть предусмотрена возможность расторжения соглашения в одностороннем порядке при заблаговременном уведомлении другой стороны.

Однако, односторонний отказ от исполнения обязательства должен предусматривать компенсацию другой стороне, ведь эти действия могут повлечь за собой убытки или ущерб.

В рамках заключения договора транспортной экспедиции могут быть оказаны следующие виды услуг:

  1. Перевозка груза транспортом по определенному клиентом или экспедитором маршруту;
  2. Обеспечение сохранности груза с момента его получения до момента передачи грузополучателю;
  3. Получение документов, необходимых для надлежащей перевозки груза;
  4. Выполнение формальностей, связанных с таможенным оформлением груза;
  5. Осуществление контроля за погрузкой и выгрузкой;
  6. Проверка состояния груза;
  7. Хранение груза;
  8. Другие услуги, которые могут быть предусмотрены договором транспортной экспедиции.

   Далеко не всегда договор транспортной экспедиции исполняется в точном соответствии с его условиями. Споры по такому соглашению могут происходить по различным причинам:

  • Отступление экспедитора от условий о сроке погрузки/выгрузке груза, что влечет убытки для клиента;
  • Односторонний отказ от исполнения соглашения;
  • Неуплата всех полагающихся пошлин, платежей, необходимых для законного перемещения груза и его таможенного оформления;
  • Утрата или повреждение груза в процессе перевозки;
  • Неуплата полагающихся по договору денежных сумм;
  • Другие причины.

   Разумеется, иногда эти и другие вопросы по договору транспортной экспедиции, приводят контрагентов к решению спора в судебном порядке.  В этом случае любой организации, находящейся в статусе грузоотправителя, грузополучателя или экспедитора, необходима юридическая помощь.

Для ведения дела в Арбитражном суде необходим человек, обладающий достаточными знаниями и опытом решения подобных вопросов. Наши адвокаты специализируются на разрешении споров по договорам перевозки и транспортной экспедиции.

Высокий профессионализм и большой опыт ведения дел в Арбитражном суде позволяет нашим высококлассным специалистам решить любой вопрос, связанный с соглашениями такого рода с пользой для Доверителя.

Они помогут организации подойти к разрешению спора с четкой правовой позицией, окажут содействие в боре необходимых документов и представят интересы Доверителя в Арбитражном суде для вынесения справедливого решения.

вытекающим из договора транспортной экспедиции: 

  1. Взыскание неустойки в связи с отступлением от сроков погрузки/выгрузки груза;
  2. Взыскание суммы убытков в связи с утратой груза экспедитором;
  3. Взыскание штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции;
  4. Обязание контрагента исполнить договор надлежащим образом;
  5. Взыскание задолженности по договору транспортной экспедиции;
  6. Признание одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции не соответствующим его условиям;
  7. Удовлетворение исковых требований о предупреждении стороной контрагента об одностороннем отказе от исполнения договора в разумный срок;
  8. Взыскание убытков в связи с повреждением груза;
  9. Взыскание упущенной выгоды в связи с задержкой груза;
  10. Изменение договора транспортной экспедиции в части;
  11. Расторжение договора транспортной экспедиции.

по спорам вытекающим из договора транспортной экспедиции:

  • Исковое заявление
  • Почтовая квитанция и опись вложения, подтверждающие направление копии искового заявления и приложенных к нему документов ответчику;
  • Документы, подтверждающие прохождение досудебного порядка урегулирования спора;
  • Договор транспортной экспедиции;
  • Документы, подтверждающие передачу груза грузоотправителем;
  • Документы, подтверждающие получение груза экспедитором;
  • Документы, подтверждающие нарушение срока передачи груза;
  • Документы, подтверждающие оплату/отсутствие оплаты услуг по договору транспортной экспедиции;
  • Документы, подтверждающие нарушение других прав;
  • Решение/протокол общего собрания о назначении генерального директора;
  • Выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП не старше 1 месяца;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Доверенность на адвоката, заверенная руководителем юридического лица;
  • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
  • Прочие документы, которые могут иметь отношение к делу.

вытекающим из договора транспортной экспедиции входит: 

  1. Устная консультация у опытного адвоката, специализирующегося на спорах по договорам в Арбитражном суде;
  2. Обзор и анализ судебной практики по предоставленному договору транспортной экспедиции;
  3. Правовой анализ заключенного договора и прилагаемых к нему документов;
  4. Правовое заключение адвоката (устное или письменное);
  5. Ведение переговоров с противоположной стороной (если необходимо);
  6. Составление мотивированной и юридически обоснованной претензии;
  7. Передача претензии контрагенту (если необходимо);
  8. Правовая оценка перспектив судебного спора по предоставленному договору транспортной экспедиции;
  9. Сбор документов, необходимых для предоставления в суд;
  10. Составление проекта искового заявления;
  11.  Составление других необходимых процессуальных документов (ходатайства, уточнения, заявления и пр.);
  12. Передача всех документов в Арбитражный суд;
  13. Представление интересов клиентов на заседаниях Арбитражного суда на любом этапе судебного разбирательства, до вынесения окончательного решения;
  14. Контроль за исполнением решения суда.

  • Позвоните нам +7 (925) 016-00-37илиоставьте заявку
  • Адвокат пригласит Вас на консультацию на которой изучит ситуацию и предложит варианты решения Ваших проблем
  • У Вас появляется возможность заключить договор с опытным адвокатом изучившим Вашу проблему
  • Адвокат подготовит необходимые документы, найдет доказательства необходимые для победы в суде
  • Адвокат обеспечит эффективную защиту, представит Ваши интересы, добьется решения проблем

Источник: https://www.advokatmoskva.info/departament-grazhdanskogo-prava/spory-po-dogovoram/spory-po-dogovoru-transportnoj-ekspeditsii

– Договор транспортной экспедиции

Арбитражный суд — договор транспортной экспедиции

г. Москва«____»____________2019 г.

Общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Мега Транс Сервис»(ООО ТК «Мега Транс Сервис»), именуемое в дальнейшем «Экспедитор», в лице Генерального директора Помогаева Виктора Александровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и _____________________________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Клиент», в лице ______________________________________________________, действующего на основании ___________, с другой стороны, далее каждый в отдельности или вместе именуемые соответственно «Сторона» или «Стороны», заключили настоящий договор (далее – Договор) о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1.

 Согласно настоящему Договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить и/или организовать выполнение указанных в Поручении Экспедитору (Приложение № 1) транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой и организацией перевозки грузов авиационным, железнодорожным, морским и автомобильным транспортом, а также выполнить иные транспортно-экспедиторские услуги по организации перемещения грузов в междугороднем сообщении на территории Российской Федерации.

1.2.

 В течение всего срока действия Договора Экспедитор обязуется по поручению Клиента, за его счет и за согласованную стоимость транспортно-экспедиторских услуг, размер которой определяется в каждом конкретном случае, в зависимости от характера груза, маршрута перевозки и действующих тарифов на момент осуществления перевозки, организовать выполнение следующих транспортно-экспедиторских услуг:

– перевозку грузов в пункт назначения, транспортом и по маршруту, указанных Клиентом в Поручении Экспедитору на перевозку;

– отправку и/или получение груза;

– погрузку и/или выгрузку груза на всем пути его следования;

– передачу груза в пункте назначения Клиенту или уполномоченному им лицу – Грузополучателю;

– другие услуги в соответствии с поручением Клиента.

1.3. Грузы для перевозки принимаются на основании Экспедиторской расписки (Приложение № 2), оформляемой Экспедитором, при приеме груза от Клиента или указанного им Грузоотправителя.

1.4. Положения Договора регламентируются Федеральным законом № 87-ФЗ от 30.06.2003г. «О транспортно-экспедиционной деятельности».

2.1. Обязанности Экспедитора

2.1.1.

 Экспедитор обязан принимать груз по количеству тарных мест, объему, весу, без досмотра, проверки его внутреннего количества и состояния (без внутреннего пересчета, проверки комплектности, работоспособности, качества, наличия явных и скрытых дефектов, чувствительности к температурному воздействию), если иное не предусмотрено соглашением Сторон, оформленным в письменном виде и подписанным уполномоченными представителями Сторон.

2.1.2. Экспедитор дает Клиенту рекомендации по вопросам повышения эффективности перевозок за счет выбора рациональных маршрутов, снижения расходов по транспортировке, упаковке, погрузо-разгрузочным и другим операциям.

2.1.3. По поручению Клиента и за его счет Экспедитор организовывает доставку груза до/от склада Экспедитора, обеспечивает страхование, хранение, консолидацию и расконсолидацию груза и иные услуги в рамках исполнения настоящего Договора.

2.1.4. Экспедитор уплачивает пошлины, сборы и другие расходы, возлагаемые на Клиента, на всем пути следования груза.

2.1.5. Экспедитор консультирует Клиента в вопросах сертификационного и фитосанитарного контроля грузов.

2.1.6.  Экспедитор по требованию Клиента уведомляет его в устной форме о маршруте перевозки, о предполагаемом времени прибытия груза в конечный пункт назначения.

2.1.7. Экспедитор обязан сообщать Клиенту обо всех обнаруженных недостатках и неточностях, содержащихся в документах, а также о несоответствии сведений действительным характеристикам груза.

2.1.8. Экспедитор предоставляет Клиенту информацию о стоимости услуг. Информация о стоимости услуг указывается в тарифах, действующих на момент передачи груза Экспедитору.

Об изменении стоимости услуг Экспедитор уведомляет Клиента путем размещения новых тарифов на сайте Экспедитора www.mts-ms.ru не менее, чем за 3 (три) календарных дня до вступления изменений в силу.

Размещение Экспедитором новых тарифов на сайте является надлежащим уведомлением Клиента об изменении тарифов.

2.2. Права Экспедитора

2.2.1. Экспедитор имеет право от своего имени, в интересах Клиента и за его счет заключать договоры перевозки, перевалки и хранения груза с третьими лицами. Возложение исполнения обязанностей на третьих лиц не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего Договора.

2.2.2. При обнаружении недостаточности или несоответствия сведений, содержащихся в документах, предоставленных Клиентом, действительным характеристикам и параметрам груза, Экспедитор вправе не приступать к выполнению поручения Клиента до момента получения необходимых документов и дополнительных инструкций.

2.2.3. Принимать от Клиента вознаграждение за выполненные поручения и платежи для расчетов с перевозчиками, морскими и речными портами, аэропортами, складами, железнодорожными и автомобильными терминалами и другими третьими лицами, участвующими в процессе перевозки.

2.2.4. Производить в интересах Клиента расчеты с привлеченными к выполнению поручений третьими лицами.

2.2.5. Экспедитор вправе приостановить исполнение своих обязательств по Договору и удерживать находящийся в его распоряжении груз до момента полного погашения Клиентом своей задолженности.

 Удержание груза возможно не только в отношении груза, услуги по доставке которого не оплачены, но и любого груза, находящегося у Экспедитора на момент существования задолженности Клиента перед Экспедитором.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания Экспедитором в случаях, предусмотренным настоящим пунктом, ответственность несет Клиент.

2.2.6. Экспедитор вправе прекратить выполнение поручения по настоящему Договору в случае возникновения препятствий со стороны государственных или муниципальных органов власти.

2.2.7. В случае отказа номинированного Клиентом Грузополучателя принять от Экспедитора доставленный груз, Экспедитор вправе, после извещения Клиента, выгрузить груз в любом, удобном для него месте, с отнесением всех рисков и расходов по этой операции на Клиента.

2.3. Обязанности Клиента

2.3.1. В целях организации каждой конкретной перевозки груза Клиент выдает Экспедитору Поручение, которое скрепляется подписью уполномоченного лица и печатью Клиента.

2.3.2.

 Поручение Экспедитору подается в письменной форме, посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей установить, что документ исходит от стороны по Договору, или передается непосредственно представителю Экспедитора. Обо всех изменениях в сведениях, указанных в Поручении Экспедитору, Клиент обязан незамедлительно сообщать Экспедитору.

2.3.3. Клиент информирует Экспедитора о желательных сроках доставки, номенклатуре, порядке и пунктах назначения отправляемого груза, об условиях перевозки, количестве груза, реквизитах отправителя и грузополучателя, а также предоставляет иную информацию, необходимую для выполнения поручения Клиента.

2.3.4.

 Для выполнения Экспедитором своих обязательств по настоящему Договору Клиент обеспечивает Экспедитора или его представителей необходимой документацией (товарно-транспортные (транспортные) накладные и сертификаты, при необходимости, документы, необходимые для различных видов государственного контроля, документы, свидетельствующие об особых свойствах груза), требующейся для надлежащего транспортно-экспедиторского обслуживания грузов Клиента. Перечень требуемых документов и формы их заполнения согласовываются с Экспедитором в каждом конкретном случае.

2.3.5. Клиент обеспечивает Экспедитора специальными инструкциями по перевозке, перевалке и хранению грузов, требующих особых условий.

2.3.6. Клиент сообщает о намерении страхования груза до сдачи его на терминал пункта отправления.

2.3.7. При необходимости Клиент производит самостоятельную загрузку автотранспорта Экспедитора на складе Грузоотправителя.

2.3.8. Клиент своевременно оплачивает Экспедитору стоимость услуг по перевозке груза Клиента в размере и порядке, установленном настоящим Договором.

2.3.9. Клиент гарантирует, что описание и особенности груза являются полными и правильными.

2.3.10.

 Клиент гарантирует, что упаковка и маркировка груза, совершенная им, соответствует условиям перевозки, обеспечивает сохранность груза в пути следования и невозможность нанесения вреда перевозимым совместно с ним грузам других клиентов, а также оборудованию Экспедитора и исключает доступ к содержимому, за исключением случаев, когда услуга по упаковке груза выполняется Экспедитором. Перечень грузов, подлежащих обязательной упаковке, устанавливается в Приложении № 4 к настоящему договору. В случае отказа от необходимой упаковки, ответственность за все последствия порчи, повреждения, утраты своих и сторонних грузов несет Клиент.

2.3.11. Клиент самостоятельно несет ответственность за последствия ненадлежащей внутренней/внутритарной упаковки груза (бой, поломку, деформацию, течь, не до вложения груза, и т.д.).

Источник: https://www.mts-ms.ru/dogovor

Договор транспортной экспедиции: содержание и нюансы

Арбитражный суд — договор транспортной экспедиции

Договор — документ, с которого начинается транспортно-экспедиторская услуга.

Оформление на бумаге отношений между сторонами в одной ситуации гарантирует, что работа будет выполнена качественно, а экспедитор получит оплату.

Правовое регулирование таких соглашений осуществляется в соответствии с законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» и главой 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция».

договора

Как следует из текста ГК РФ, экспедитор за счет клиента (отправитель или получатель) предоставляет или организует выполнение ряда услуг, связанных с транспортировкой какого-либо груза.

Обычно текст состоит из таких пунктов:

  • предмет договора;
  • определение используемых терминов;
  • условия перевозки — здесь указываются признаки груза (название и количество, наименование и местонахождение отправителя и получателя);
  • права и обязанности сторон;
  • порядок расчетов;
  • ответственность подписантов;
  • претензии и порядок рассмотрения споров;
  • срок действия и расторжение;
  • общие положения;
  • адреса и реквизиты клиента и экспедитора.

Предмет договора экспедиционных услуг

Это основная часть документа, которая судами считается существенной (иногда к таким причисляют также сумму вознаграждения и условия транспортирования). Здесь указываются виды операций, которые хочет заказать клиент. При этом дозволяется использовать ГОСТ Р 52298-2004 под названием «Услуги транспортно-экспедиторские».

В частности, стороны могут договориться о перевозке определенных товарно-материальных ценностей грузовиками или другим транспортом по некоторому маршруту, выбранному одним из подписантов.

В список услуг экспедитора может входить заключение договоров перевозки, отправка и получение груза, оформление документов, прохождение таможенных процедур, проверка качества и состояния ТМЦ, уплата сборов, расходов, хранение и другие операции.

Порядок расчетов

Этот пункт указывается непосредственно в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг или в приложении к нему. Вознаграждение исполнителю может выражаться в одном из вариантов:

  • твердая сумма;
  • проценты от провозной платы;
  • тариф экспедитора.

В сумму оплаты также включают расходы, связанные с выполнением обязательств перед клиентом.

Обычно расчеты проводятся в таком порядке. Экспедитор выставляет счет, и заказчик, если согласен с суммой, оплачивает ее банковским переводом. Средний срок оплаты составляет 3–5 дней.

Ответственность экспедитора

Ответственность исполняющей стороны определяется ст. 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». Исполнитель в случае доказательств его вины обязан возместить ущерб за утрату, недостачу или порчу ТМЦ.

Исключение составляют случаи, когда экспедитор доказывает, что причиной невыполнения обязательств стали обстоятельства, которые невозможно предотвратить или их устранение было нереальным.

Договор о полном обеспечении доставки

Этот вид соглашения наиболее распространен. По его условиям, экспедирующая фирма полностью отвечает за перевозку — с момента погрузки до сдачи отправления получателю. Клиент по такому договору вообще не участвует в процессе транспортирования.

Для выполнения взятых на себя обязательств экспедитор использует собственное ТС или на договорных условиях привлекает третьих лиц, автотранспортные предприятия.

Полное обеспечение доставки предусматривает совершенную ответственность перед клиентом. Это отмечается в ст. 805 Гражданского кодекса РФ. Однако здесь бывают исключения. Возникают ситуации, когда получатель груза заключает договор с другим предприятием, специализирующемся на транспортно-экспедиционной деятельности. Тогда ответственность действует только до момента передачи груза.

Особенности договоров экспедиции

Договоренности сторон закрепляются в письменном виде — того требует п. 1 ст. 802 Гражданского кодекса, иначе он признается недействительным. Сторонам не вменяется в обязанность договор в виде единого документа.

В тексте допускается пункт, по которому экспедитор может не выдавать находящийся в его распоряжении груз до тех пор, пока ему не выплатят вознаграждение или не возместят расходы, понесенные для выполнения своих обязательств перед клиентом.

Договор оказания экспедиционных услуг является консенсуальным. Это означает, что он считается заключенным только с момента, когда подписанты согласовали существенные условия. Это тянет за собой в ряде случаев серьезные последствия, если спор решает в суде.

К примеру, заказчик подал в суд заявление, по которому с транспортно-экспедиционной компании желает взыскать убытки, поскольку считает, что ответчик не выполнил взятых на себя обязательств. Основанием для обращения в суд стала следующая ситуация. Так, компания фактически взяла на себя обязательства по перевозке грузов по территории страны.

Заявитель, он же — истец, вовремя подал заявку на экспедирование, а компания приняла ее, но потом отказалась и снесла соответствующую пометку на заявке. В результате клиент самостоятельно перевез грузы. Арбитражный суд увидел в действиях ответчика нарушения условий договора. В результате экспедитор возместил убытки, которые понес его клиент.

Эксперты рекомендуют не экономить на объявлении ценности, что позволит избежать многих неприятностей, если экспедитор или привлеченные к выполнению обязательств третьи лица по каким-то причинам не смогут обеспечить сохранность груза. Требовать возмещения клиент вправе и без этого шага, но тогда предъявлять претензии будет сложнее.

Заявлять о недостаче рекомендуется сразу во время приемки груза. Если это не сделано, то в соответствии с законодательством считается, что груз получен неповрежденным, и доказать в суде обратное весьма сложно.

Юристы советуют в условиях договора с максимальной точностью прописывать название груза. Например, если это швейные машинки, то так и нужно указывать, а не обходиться общим понятием «оборудование». Иначе потом сложно доказывать, что именно экспедировалось.

Если в тексте не указывается, что экспедитор должен выполнять все пункты лично, то он вправе привлекать к работам третьих лиц. Срок действия договора диктуется планами и нуждами клиента. Сотрудничество может быть долгосрочным или ограничиваться разовой перевозкой.

Экспедиторские документы

Принимая ТМЦ, экспедитор в обязательном порядке выдает клиенту экспедиторские документы, оригиналы договоров, заключенные по доверенности от имени заказчика.

В свою очередь контрагент предоставляет документы и информацию о свойствах подлежащего транспортировке груза, условиях, которые необходимо обеспечить, другие важные для выполнения обязательств сведения.

Если это требование не выполнено, то клиент отвечает за убытки, которые вследствие этого понес исполнитель договора.

Список экспедиторских документов, порядок предоставления услуги и требования к ее качеству содержатся в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности (пункт 5), далее — Правила ТЭД. По общим требованиям, о заключении договора свидетельствует наличие таких документов:

  • поручения — в нем перечисляются услуги, заказанные клиентом, и условия их предоставления. Экспедитор рассматривает поручение, затем отправляет его — согласованным или отклоненным — контрагенту. К выполнению приступают только при положительном ответе. Клиент может в любой момент отозвать поручение. Но потом он компенсирует экспедитору расходы по исполненной части обязательств, как того требуют Правила ТЭД (п. 9, 10);
  • экспедиторской расписки — оформляется при приеме груза и подтверждающим его получение от клиента или указанного ним грузоотправителя. Она дает право на владение ТМЦ до момента, пока их не передадут клиенту или указанному этой стороной получателю. Вместо экспедиторской расписки, в зависимости от характера предоставляемой услуги, могут применяться другие документы, о чем указывается в тексте договора;
  • складской расписки — выдается в подтверждение того, что склад получил на хранение ТМЦ. По ней грузу гарантируют соответствующие условия, безопасность. Складская расписка может выполнять функцию банковского документа, если владелец желает использовать имущество как залог по кредиту. Она также предоставляет право поклажедателю забирать товар частями.

Соглашение об оказании транспортно-экспедиционных услуг может заключаться не только в виде договора свободной формы, но и в форме составления этих документов.

Вышеприведенный перечень неполный, на практике еще используются:

  • экспедиторское свидетельство;
  • заявка клиента;
  • коносамент;
  • поручение на отправку экспортных грузов;
  • декларация о перевозке опасных веществ;
  • интермодальное весовое свидетельство отправителя и другие.

Работа без договора

Схема, когда стороны заключают соглашение без договора, используется довольно часто, но это влечет за собой определенные риски. Стороны в этом случае используют такой алгоритм. Компания получает по факсу или электронной почте письменно оформленную заявку. Как подтверждение выполнения заказа издается транспортная накладная.

В связи с этим при возникновении спора сторон может ожидать сюрприз при обращении в суд. Так, согласно пункту 7 Правил ТЭД, отсутствие экспедиторских документов, о которых говорилось выше, может расцениваться как незаключенность договора.

При таком оформлении важно правильно составлять заявку, которая действительно может быть достаточным подтверждением того, что договор все-таки заключали. В ней непременно оговаривают все существенные условия соглашения.

Корректное оформление договора экспедиционных услуг, образец которого здесь, является обязательным. Это защищает стороны от потери груза и других неприятностей, которыми чреваты отношения с неблагонадежным контрагентом.

Источник: https://svezem.ru/article/dogovor-transportnoy-ekspedicii-soderzhanie-i-nyuansy/

Транспортная экспедиция – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, судебная практика

Арбитражный суд — договор транспортной экспедиции

Транспортно-экспедиционные услуги регулируются в главе 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция», а также Федеральном законе от 30 июня 2003г. № 87 – ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон).

В 2006 г. Правительством разработаны и приняты Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила). Следует также отметить и ведомственное нормотворчество последнего времени: учитывая, что экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, Минтранс РФ Приказом от 11 февраля 2008 г. утвердил Порядок и формы экспедиторских документов.

Предмет и условия договора:

Согласно п.1 ст.801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Закон (ст.1) определяет и регулирует правила транспортно-экспедиционной деятельности как экспедиционные услуги и включает в них:

  1. порядок оказания услуг по организации перевозок грузов;
  2. порядок оформления перевозочных документов;
  3. порядок оформления документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

К экспедиторским услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов, прием и выдача грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; ж) страхование грузов;
  • платежно-финансовые услуги;
  • таможенное оформление грузов и транспортных средств и др.

Вопрос ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции освещен в ст. 803 ГК РФ.

В данной статьей предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ.

В статье 803 ГК РФ содержится правило: при условии, если экспедитору удастся доказать, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то ответственность экспедитора перед клиентом определится по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Исходя из вышесказанного, общие положения об основаниях и размере ответственности за нарушения гражданско-правовых обязательств распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

Единственное исключение, когда ответственность экспедитора подвергается регулированию затрагивает ситуации, в которых по условиям договора транспортной экспедиции на экспедитора возложена обязанность заключить договор (договоры) перевозки от своего имени, так как только в этом случае на перевозчика может быть возложена ответственность перед экспедитором. Если договор перевозки заключен экспедитором от имени и по его доверенности, то лицом, располагающим правом привлечения перевозчика к ответственности, будет не экспедитор, а клиент, который является стороной в договоре перевозки. Характерной чертой ответственности за нарушение обязательств по перевозке груза является ее ограниченный характер.

Отдельные нарушения условий договора перевозки груза ответственность перевозчика установлена либо в форме возмещения прямого ущерба, либо его части (но не упущенной выгоды), например за повреждение груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности за просрочку его доставки.

Ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение основывается на общих основаниях.

Единственным условием, которое может служить основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств (если оно будет доказано экспедитором), является неосуществимость их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ).

Применительно к договору транспортной экспедиции возможен односторонний отказ от исполнения договора.

Между тем в целях стимулирования сторон к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств законодатель, несмотря на прямое закрепление прав на отказ от договора (ст.806 ГК РФ), определяет последствия таких действий.

Сторона, инициировавшая расторжение договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Убытки должны быть определены таким образом, чтобы компенсировать только те расходы стороны, которые непосредственно связаны с расторжением договора.

Экспедитор не несет ответственности за утрату груза, если таковая произошла по обстоятельствам, за которые экспедитор не отвечает в силу общих правил гражданского законодательства (например, форс-мажор – обстоятельства непреодолимой силы). Все остальные юридические факты, влекущие имущественные потери клиента, находятся в поле ответственности экспедитора.

Пример, образец: Исковое заявление о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами

В Арбитражный суд города Москвы

115191 г. Москва, ул. Большая Тульская, д.17

ИСТЕЦ:Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Трансгарант»  ИНН 134578329 Юр. адрес 115191 г. Москва ул. Ленина 15.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСТЦА

Антонова Маргарита Вячеславовна действующая на основании доверенности №534/11/ТГ от 26.10.2011г.

ОТВЕТЧИК: Общество с ограниченной ответственностью «Кедр-Транс» ИНН 8789143217 Юр. адрес: 115191 г. Москва ул. Победы 23

ЦЕНА ИСКА: 50 196,07 рублей.

ГОСПОШЛИНА 2007,84 рублей.

Исковое заявление о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами

(проект документа дело №А40-104533/11)

01 сентября 2010 года между ООО «Фирма «Трансгарант» ( Истец, Экспедитор) и ООО «Кедр-Транс» (Ответчик, Клиент) был заключен договор транспортной экспедиции № 1-У-28-389/10 (Договор).

Согласно указанному договору Экспедитор принял на себя обязательство организовать перевозку грузов Клиента, а Клиент обязался оплатить услуги Экспедитора. 

Источник: http://arbir.ru/articles/a_2418.htm

Транспортный юрист | Адвокат по транспортным спорам | Защита в Суде / Капитал Ресурс

Арбитражный суд — договор транспортной экспедиции

В соответствии со статьей 802 Гражданского кодекса РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

В пункте 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности установлено, что экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 7 Правил). отсутствие договора транспортной экспедиции в виде единого документа.

В случае отсутствия гражданско-правового договора транспортной экспедиции и перевозки груза, составленного в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами, но при наличии документов, подтверждающих факт оказания соответствующих услуг одной стороной и принятие их другой стороной, позволяют квалифицировать данные отношения как разовую сделку транспортно- экспедиционных услуг, к которым подлежали применению нормы главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Досудебный порядок урегулирования споров

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О транспортно- экспедиционной деятельности» до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии (часть 4 указанной статьи).

Части 5 и 6 статьи предусматривают обязанность экспедитора рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении, а также его право принять для рассмотрения претензию и по истечении установленного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана уважительной.

Исключительная подсудность споров с перевозчиком

Частью 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена исключительная подсудность исков к перевозчику, возникающих из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков. Указанные иски предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика. Исходя из содержания вопроса, в спорных отношениях участвуют такие лица как экспедитор (или несколько экспедиторов) (лицо, обязанное за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза), перевозчик (лицо, которое обязано доставить вверенный ему груз в пункт назначения), собственник груза (лицо, груз которого должен быть перевезен (отправитель груза).

Следовательно, из количества перечисленных субъектов, участвующих в правоотношении, представляется, что между указанными субъектами отношения носят «многоуровневый характер».

Клиент заключает договор транспортной экспедиции с экспедиторской компанией, экспедитор, в свою очередь, заключает последующий договор с перевозчиком. При этом лиц, организующих перевозку, может быть несколько.

Перевозка в этом случае осуществляется на основании договора, заключенного между экспедитором и перевозчиком.

Таким образом, договор транспортной экспедиции заключается вместо договора перевозки, и экспедитор фактически принимает на себя функции перевозчика.

Исходя из изложенного, для применения статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо устанавливать наличие либо отсутствие «многоуровневых» экспедиционных отношений, давать их правовую квалификацию и, в зависимости от этого, решать вопрос о применении правила об исключительной подсудности».

Ответственность за утрату, недостачу, повреждение, гибель или порчу груза

Из нашей практики  арбитражные суды удовлетворяя требования о возмещении ущерба, указывают, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

Таким образом, требованиями Закона обязанность по фиксации повреждений груза и их характера лежит на грузополучателе, который несет риск отрицательных последствий не совершения подобных действий.

Лицом, ответственным перед клиентом за перевозку и, соответственно, утрату груза, является экспедитор вне зависимости от того, что обязательство по выполнению определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, исполняется третьим лицом.

Обязанность доказывания отсутствия вины в ненадлежащем исполнении обязательства по договору транспортной экспедиции в силу закона возложена на экспедитора. Хищение груза не является обстоятельством непреодолимой силы, поскольку экспедитор обязан был принять меры к сохранности груза.

Экспедитором не представлено доказательств исполнения им обязательств по перевозке груза и того, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Экспедитор должен представить доказательства того, что им приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а его повреждение произошло вследствие непредотвратимых обстоятельств, которые он не мог предвидеть.

Источник: https://capitalresource.ru/transportnye-uslugi.html

Закон и общество
Добавить комментарий